Строительная люлька является необходимым оборудованием для проведения строительных, ремонтных и реставрационных работ. Как правило, она применяется в случаях, когда доступ к фасаду здания затруднён в силу его высоты. Строительная люлька позволяет перемещать одного или нескольких человек как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.
Правила эксплуатации и обслуживания люлек прописаны во многих государственных стандартах, среди которых:
- ГОСТ 27372-87 «Люльки для строительно-монтажных работ. Технические условия».
- СНиП ІІІ-4-80 «Техника безопасности в строительстве».
- ГОСТ 24258-88 «Средства подмащивания. Общие технические условия» и ряд других.
- ГОСТ 12.1.046-85 ССБТ «Строительство. Нормы освещения строительных площадок».
- ГОСТ 24258-88, ГОСТ 15.001-88, ГОСТ 15150-69, ГОСТ 3241-91 – требования к производству строительных люлек.
Стоит понимать, что люлька сама по себе не является эффективным и безопасным оборудованием. Для обеспечения нормальной работы в комплекте с ней также идёт электрокабель, консоли с контргрузами, рабочий трос и трос ловителя с пригрузами, а также паспорт. Допускается эксплуатация люльки в течение 3200 машино-часов, после чего она отправляется на списание.
Требования к работникам
Перед допуском персонала к работе в люльке следует подробный инструктаж о правилах эксплуатации оборудования, а также мерах безопасности. Более того, каждый рабочий обязан быть застрахован его непосредственным работодателем.
- К работе допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста и более, имеющие стаж работы на строительных объектах, а также прошедшие медицинский осмотр и информирование о технике безопасности.
- Перед началом работы сотрудник обязан получить защитную форму, застёгнутую на все пуговицы с завязанными рукавами. Рабочий при этом обязуется соблюдать меры предосторожности и следовать ПВТР.
Правила эксплуатации строительных люлек
Стоит понимать, что работа в люльке довольно опасна, а потому сотрудникам следует с максимальной ответственностью подходить к соблюдению правил по её эксплуатации. Так, всё оборудование, находящееся в ней, обязано быть инвентарным т. е. не являться составной частью сооружения, иметь прямое назначение. Поверхность люльки должна быть ровной, иметь антискользящую поверхность, не выходить за пределы самой люльки. Очевидно, работа в самодельных люльках не допускается.
Особое внимание следует уделить такому параметру, как грузоподъемность. При максимальной грузоподъемности люльки в 300 кг количество размещаемых в ней людей не должно превышать 2 человека. В случае, если грузоподъемность составляет 500кг, количество работников можно увеличить до 4.
Ограждения люльки обязаны обеспечивать полную безопасность всех сотрудников. Минимальное значение высоты для нерабочих зон – 1.2м, для рабочих – 1 метр. Ограждения по периметру должны быть надёжно закреплены к корпусу строительной люльки.
Предварительная экспертиза
Перед началом работы строительная люлька испытывается на динамическую и статическую нагрузки, на разной высоте проверяется эффективность тормозов и ловителей. Все результаты тестирования заносятся в журнал осмотра. В случае, если люлька была перенесена или её работа была возобновлена, экспертиза проводится повторно.
Меры безопасности для работы в люльке
Помимо вышеперечисленных правил эксплуатации люльки, существуют некоторые требования к эксплуатации данного оборудования, а также поведению в нём рабочих.
- Перемещение строительной люльки по вертикали должно осуществляться двумя людьми, один из сотрудников при этом назначается главным лицом.
- Запрещается осуществлять техническое обслуживание, ремонт и очистку люльки в подвешенном состоянии.
- Запрещается эксплуатация строительной люльки при неблагоприятных погодных условиях (дождь, сильные порывы ветра более 5м/с, метель и так далее).
- Вся рабочая зона (в том числе и люлька) должны иметь хорошее освещение в сумеречное и ночное время суток.
Правила завершения работ
По окончании работ люлька должна быть опущена на землю. Лебёдки очищаются от строительных отходов, поверхность также подвергается чистке. Инструменты запрещается хранить в люльке – для них выделяется отдельное место. Специалисты избавляются от спецодежды, моют руки и лицо. При выявлении любых недочётов, связанных с эксплуатацией люльки, рабочие должны незамедлительно сообщить о них ведущему специалисту.